+7 (8512) 330290

 
 
 
 

АСТРАХАНСКИЙ БАЗОВЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

Проект «Наставничество»

Указом Президента РФ от 27 июня 2022 г №401 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Начинающему преподавателю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» разработаны: Положение о наставничестве, Программа наставничества.

В начале 2022/2023 учебного года коллектив образовательной организации пополнился молодыми специалистами.  4 октября 2022 г., накануне Дня учителя, состоялось организационное собрание наставников – преподавателей и наставляемых.

Куратор проекта «Наставничество» - заместитель директора по практическому обучению Мухамедова Н.А.  ознакомила присутствующих с нормативной базой реализуемого проекта, и его участниками.  В процессе проведения организационного собрания сформированы наставнические пары:

наставник

наставляемый

дисциплина

Бодрова Е.В.

Хадисова М.Г.

иностранный язык

 

Гриценко В.В.

Аскаров Р.Р.

история

 

Донскова И.А.

Мухамедова К.А.

спец. дисциплины

 

Обручева М.В.

Кулиева М.Э.

биология

 

Портнова Н.Г.

Ковальчук А.В.

спец. дисциплины

 

Стогниева Е.А.

Мордовцев Н.А.

спец. дисциплины

 


 

Школа начинающего преподавателя на тему:

«Методические требования к современному уроку» 

в рамках проекта «Наставничество»

 

17 марта 2023 года состоялось очередное занятие школы начинающего преподавателя на тему: «Методические требования к современному уроку» в рамках проекта «Наставничество».

Тема занятия «Методические требования к современному уроку». Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, актуальный, а еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. А каким же видят современный урок наши студенты? Для понимания этой проблемы, студентам был задан вопрос, как ты понимаешь, что такое современный урок? На данный вопрос были опрошены студенты разного возрастного состава. Вот некоторые из их высказываний:

  • «Современный урок – это нетрудный урок, на котором учитель и студент общаются свободно» (Арина, 2м/с9).
  • «Современный урок – это урок, проходящий при помощи каких-то новых технологий, который связан с современными разработками, интересный и увлекательный» (Алена, 1леч).
  • «Современный урок –  это урок, на котором используются презентации, или интересные факты по данной теме, которые малоизвестны студентам» (Настя, 2ак9).

 Наши студенты желают учиться в режиме успешности, вне зависимости от своих способностей, как и записано в законе об образовании. Они хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна с использованием новых современных технологий. Современный урок, как того требует закон об образовании, в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС. Современный урок в условиях обновленной системы среднего профессионального образования –  это особый урок. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.  В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение, должен планироваться на основе ясных и оправданных целей.

При планировании урока полезно рассмотреть следующие вопросы: Какие цели урока поставлены? Поддерживает ли каждая часть урока достижения обучающимися этой цели? Что будут делать студенты на уроке? Какие результаты они должны получить? Какую обратную связь от обучающихся я планирую услышать? В планировании урока указываются критерии оценивания к целям обучения, которые должны быть достигнуты на данном уроке. Таким образом, успешность современного урока зависит от самого педагога, его профессионализма, правильности используемых методик, индивидуального подхода к студентам, использования различных средств ИКТ, формы подачи учебного материала, умения создавать ситуацию успешности, доброжелательности атмосферы на занятии. Современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего и заинтересованного студента. Преподаватель анатомии и физиологии человека. Л.Ф. Кулагина представила свои разработки, применяемые в качестве дидактического материала, продемонстрировала их преподавателям, поделилась опытом работы на практических занятиях.


Школа начинающего преподавателя на тему:

«Психолого-педагогическая культура преподавателя» в рамках проекта «Наставничество»

 

16 февраля 2023 года в ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» состоялось очередное занятие для преподавателей, которые имеют стаж работы в данной организации от одного до трех лет.

На занятии присутствовали преподаватели: Ковалева О.К., Байтимирова Н.Н., Кулиева М.Э., Житкова Е.А., Хадисова М.Г., Жандыбаева Р.Р., Щербакова Н.В.

 Тема  занятия «Психолого-педагогическая культура преподавателя».  Занятие проводила преподаватель психологии, Шишкина И.И.

Главным условием качества обучения и воспитания студентов, является профессиональное мастерство педагога и знание, и умение психолого-педагогической культуры преподавания. Поэтому целью занятия было научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию со студентами, а также ознакомить с понятием психолого-педагогической культуры и основными его характеристиками. Развить эмпатические способности педагога по отношению к учащимся, навык самоанализа и углубленной рефлексии, активизировать внутренние ресурсы педагогов.

На занятии было проведены упражнения: «Светофор  эмоций», «Антистресс», «Метод 5-ти пальцев» на снятие  тревоги, беспокойства,  осознание  личностных ресурсов, и  помощь в абстрагировании  от негативных эмоций.  

Преподавателям была представлена методика стиля взаимодействия с обучающимися, методика нахождения путей реализации своих интересов и ценностей в работе со студентами. Упражнение «Мой образ» способствовало раскрытию личностных качеств педагога.

В конце занятия было проведено упражнение «Горная вершина», целью которого было помочь увидеть и осо­знать свои проблемы как бы со стороны, смягчить негативные переживания педагогов, найти новые, неожи­данные пути разрешения проблем, способствовать повышению уверенности в себе.

Были розданы памятки «Создание положительного имиджа молодого педагога», «Тезисы самонастройки на успешную профессиональную деятельность».


 Школа начинающего преподавателя на тему: «Организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях» в рамках проекта «НАСТАВНИЧЕСТВО»

В рамках проекта «Наставничество» 13 декабря 2022 года в ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» состоялся педагогический семинар «Школы начинающего преподавателя» на тему: «Организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях». Мероприятие для начинающих преподавателей провела преподаватель высшей категории, преподаватель педиатрии, Вагипова Раиса Анвербековна. На семинаре были разобраны методы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, позволяющие формированию общих и профессиональных компетенций, клиническому мышлению. Вагиповой Р.А. были представлены материалы (тесты разного уровня и вида, ситуационные задачи, немые схемы, алгоритмы, различные виды заданий) для самостоятельной работы на практических занятиях, для выполнения в качестве домашнего задания, а также для закрепления полученных знаний. Преподаватели, которые работают первые три года в данном образовательном учреждении, обменялись опытом, задавали вопросы по интересующей актуальной теме с большим удовольствием и с восторгом получали ценнейшие советы с свою копилку знаний.


«ФОРМИРОВАНИЕ ЭОР»

29 ноября 2022 года в Астраханском базовом медицинском колледже состоялось очередное занятие для преподавателей, которые имеют стаж работы в данной организации от одного года до трех лет.

На занятии присутствовали следующие преподаватели: Вахромеева М.Ю., Ковалева О.К., Кулиева М.Э., Ковальчук А.В., Аскаров Рафаиль Р., Жандыбаева Р.Р.

Тема занятия «Формирование ЭОР». Занятие проводила преподаватель физики Кулбалаева Р.Ф.

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным студентам.

 Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают студентам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях.

Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: студентам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь.

 Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить студентам гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя.

Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.


«Основы организации учебного процесса. Методическое обеспечение учебных занятий»

 

9 ноября 2022 года в Астраханском базовом медицинском колледже   состоялось очередное занятие для преподавателей, которые имеют стаж работы в данной организации от одного года до трёх лет. Среди присутствующих были – Вахромеева М.Ю, Ковалева О.К., Бобко В.В., Аскаров Рафаиль Р., Хадисова М.Г., Кулиева М.Э., Ковальчук А.В., Житкова Е.А., Мухамедова К.А. Тема школы начинающего преподавателя «Основы организации учебного процесса. Методическое обеспечение учебных занятий». Занятие проводила начальник методического отдела, Нуралиева Румия Сапиолловна, которая напомнила, что комплексное учебно-методическое обеспечение – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы. Акцентировала внимание на цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения:

- для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.

- для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.

Повторили, что процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.

К средствам обучения относятся:

1.Учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания

2.Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,

3.Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.

- технические средства обучения:

- аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);

- технические средства программированного обучения.

Подводя итоги занятия, напомнили учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя:

- нормативный комплект специальности;

- учебно-методические комплексы дисциплин;

- учебно-методические комплексы профессионального модуля;

- учебно-методический комплект учебной и производственной практики;

- комплект «Курсовые работы»;

- комплект «Итоговая аттестация»;

- комплект «Дипломные работы»;

- комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

- нормативно-правовая документация;

- учебно-программная, планирующая документация;

- учебно-методическая документация;

- материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Правильно составленные учебные материалы модулей позволяют максимально достичь конечных результатов обучения.


Наставникам и наставляемым были определены задания по разработке собственных дорожных карт, даны методические рекомендации.

В рамках проекта «Наставничество» в течении нескольких лет, ежемесячно, в ГБУ «ПОО «АБМК» проходят семинары «Школы начинающего преподавателя».

30 сентября 2022 года проходило организационное занятие по теме: «Оформление учебной документации». Преподаватели, которые пришли работать в медицинский колледж в 2022-2023 уч. году, внимательно слушали лектора. Начальник методического отдела, Нуралиева Р.С. рассказала о структуре УМК, о заполнении журналов, о внешнем виде студентов, а также охватила другие вопросы. К следующей встрече, в октябре, преподаватели принесут выполненное домашнее задание.