+7 (8512) 330290

 
 
 
 

АСТРАХАНСКИЙ БАЗОВЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

Положение о практическом обучении в ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с: Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»; приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 № 362н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам»; приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007  № 30 «Об утверждении Порядка допуска обучающихся высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»; Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО); Трудовым кодексом Российской Федерации (статья № 268); приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся  предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения практического обучения студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования медицинского профиля (далее – ОПОП СПО) в Государственном бюджетном учреждении «Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж» (далее – колледж).

1.3. Практическое обучение студентов осуществляется в соответствии с действующими ФГОС СПО по специальностям медицинского профиля и является составной частью ОПОП СПО.

1.4. Цель практического обучения - комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальностям среднего профессионального образования медицинского профиля, развитие общих и формирование профессиональных компетенций, приобретение обучающимися необходимых умений и опыта практической работы по специальности в условиях модернизации здравоохранения.

1.5. Видами практического обучения являются:

  • учебная практика;
  • производственная практика (по профилю специальности);
  • производственная практика (преддипломная).

1.6. Сроки практического обучения устанавливаются колледжем самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и учебными планами по специальностям.

1.7. Содержание учебной и производственной практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО по специальностям, определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО, программами учебной и производственной практик, разрабатываемыми и утверждаемыми колледжем самостоятельно.

1.8. Формы отчётности по каждому виду практики определяются колледжем самостоятельно.

1.9. Закрепление баз практики осуществляется администрацией колледжа на основе прямых договоров с учреждениями здравоохранения и другими организациями независимо от их организационно-правовых форм и собственности.

1.10. В договоре на проведение практики колледж и учреждение, предоставляющее базу практики, оговаривают все вопросы, касающиеся проведения учебной и всех видов производственной практики и при необходимости условия оплаты за руководство практикой.

1.11. Результатом изучения профессионального модуля ОПОП СПО является уровень освоения видов профессиональной деятельности.

1.12. В организации и проведении практики участвуют: колледж и учреждение, предоставляющее базу практики (далее – организация).

1.13. Колледж:

  • планирует в учебном плане и утверждает все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;
  • заключает договоры на проведение практики;
  • разрабатывает и согласовывает с организациями программы, содержащие планируемые результаты практики;
  • осуществляет руководство практикой;
  • назначает руководителей практики от колледжа;
  • контролирует реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
  • формирует группы обучающихся для прохождения практики;
  • разрабатывает и организует процедуру оценки сформированности у обучающихся общих и профессиональных компетенций, освоенных в ходе прохождения практики совместно с организациями, участвующими в проведении практики.

1.14. Организации здравоохранения или аптеки, участвующие в проведении практики:

  • заключают договоры на организацию и проведение практики;
  • согласовывают программу практики и планируемые результаты практики;
  • участвуют в формировании контрольно-измерительного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в ходе прохождения практики;
  • назначают руководителей практики (общего и непосредственного) от организации, определяют из числа высококвалифицированных работников организации наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками;
  • предоставляют рабочие места практикантам, отвечающие требованиям программы практики;
  • участвуют в оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе прохождения практики;
  • обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
  • проводят инструктаж обучающихся по технике безопасности и охране труда, инфекционной безопасности в организации.

1.15. Обучающиеся колледжа перед выходом на практику проходят медицинское обследование в соответствии с требованиями нормативной документации, регламентирующей порядок прохождения медицинских осмотров работников группы здравоохранения.

1.16. Обучающиеся в период прохождения практики в организациях:

  • полностью и в определённый срок выполняют задания, предусмотренные программами практики, ведут учетно-отчетную документацию, определенную программой практики;
  • соблюдают установленные в данных организациях правила внутреннего трудового распорядка;
  • строго соблюдают требования техники безопасности, охраны труда, инфекционной безопасности, установленные в данных организациях.

1.17. Во время прохождения обучающимися практики на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.

1.18. Продолжительность рабочей недели при прохождении практики для обучающихся составляет не более 36 учебных часов в неделю.

1.19. Студенты, обучающиеся по договору о целевой контрактной подготовке, могут проходить производственную практику по месту заключения договора.

1.20. Организация и контроль за всеми видами практики возлагается на заместителя директора по практической работе.

1.21. Обучающиеся,  совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

  1. Учебная практика

2.1. Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта. Реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

2.2. Учебная практика проводится под руководством преподавателя профессионального модуля в специализированных учебных лабораториях и кабинетах колледжа, учреждениях здравоохранения.

2.3. Учебная практика может проводиться концентрированно – в специально выделенный период, а так же рассредоточено.

2.4. При проведении учебной практики группа может делиться на бригады численностью 8-10 человек и на более многочисленные группы (при необходимости) без увеличения фонда оплаты труда.

2.5. Продолжительность рабочей недели при прохождении учебной практики составляет 36 учебных часов.

2.6. Направление на практику оформляется приказом директора или уполномоченным лицом с закреплением каждого обучающегося за организацией с указанием вида  и срока прохождения практики. Заместитель директора по практической работе оформляет путевку в учреждение здравоохранения или аптеку с указанием обучающихся и сроков прохождения практики (Приложение 1).

2.7. Контроль и оценка результатов учебной практики направлены на проверку освоения видов профессиональной деятельности, определённых программой учебной практики. Для контроля и оценки уровня формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся применяются такие формы и методы контроля, как наблюдение за выполнением практических манипуляций во время учебной практики, анализ результатов наблюдения, экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий, самооценка деятельности, зачет с использованием рейтинговой системы оценивания по пятибалльной шкале.

2.8. Каждое пропущенное (независимо от причины) занятие по учебной практике обучающийся обязан отработать по направлению заместителя директора по практической работе во внеучебное время в установленные сроки.

2.9. Учебная практика заканчивается дифференцированным зачетом с выставлением оценки, которая учитывается при освоении профессионального модуля во время экзамена (квалификационного). Результаты дифференцированного зачета фиксируются в ведомости и в  зачетной книжке обучающегося. Ведомости предоставляется  в отдел по практическому обучению.

2.10.  По окончании практики обучающиеся сдают документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения.

2.11. Практическое обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже организуется совместно с другими обучающимися.

При необходимости для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

 

 

  1. Производственная практика (по профилю специальности)

3.1. Производственная практика по профилю специальности направлена на развитие у студента общих и формирование профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

3.2. Производственная практика по профилю специальности проводится в условиях учреждений здравоохранения или аптек на основе прямых договоров, независимо от их организационно-правовых форм и собственности.

3.3. Производственная практика по профилю специальности проводится концентрированно – в специально выделенный период.

3.4. К производственной практике по профилю специальности допускаются студенты, выполнившие программы лабораторно-практических занятий, учебной практики (при её наличии) по данному профессиональному модулю, программы междисциплинарных курсов данного профессионального модуля.

3.5. Продолжительность рабочей недели при прохождении производственной практики (по профилю специальности) составляет 36 учебных часов.

3.6. Направление на практику оформляется приказом директора или уполномоченным лицом с закреплением каждого обучающегося за организацией с указанием вида  и срока прохождения практики. Заместитель директора по практической работе оформляет путевку в учреждение здравоохранения или аптеку с указанием обучающихся и сроков прохождения практики (Приложение 1). Путевка является документом, подтверждающим прохождение практики, в котором выставляется итоговая оценка. Путевка подписывается общим руководителем практики и заверяется печатью учреждения здравоохранения или аптеки.

3.7.  Собрание-инструктаж обучающихся перед выходом на практику проводится заместителем директора по практическому обучению.

3.8. Сроки проведения и продолжительность практики определяются колледжем в соответствии с ОПОП СПО по специальности, графиком учебного процесса, содержание практики – программами практики.

3.9. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми колледжем.

3.10. Контроль и оценка результатов производственной практики по профилю специальности направлены на проверку освоения видов профессиональной деятельности, определённых программой практики по профилю специальности. Для контроля и оценки уровня развития общих и формирования профессиональных компетенций у обучающихся применяются такие формы и методы, как наблюдение за выполнением практических манипуляций во время практики, анализ результатов наблюдения, экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий, самооценка, зачет с использованием рейтинговой системы оценивания по пятибалльной шкале.

3.11. Аттестация по итогам производственной практики по профилю специальности проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

3.12. По итогам производственной практики по профилю специальности  обучающиеся сдают дифференцированный зачет в соответствии с ФГОС СПО и учебным планом специальности, программой практики. Результаты дифференцированного зачета фиксируются в ведомости и в зачетной книжке обучающегося. Ведомости предоставляется  в отдел по практическому обучению.

3.13. Дифференцированный зачет проводится методическим руководителем с участием общего и /или непосредственного руководителя.

3.14. По окончании практики обучающиеся сдают документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения.

3.15. Студенты, не выполнившие программу практики в сроки в соответствии с планом учебного процесса или получившие отрицательную итоговую оценку, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.

  1. Преддипломная практика

4.1. Преддипломная практика направлена на углубление обучающимся первоначального профессионального опыта, развитие общих и закрепление профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

4.2. Преддипломная практика проводится в условиях учреждения здравоохранения или аптеки на основе прямых договоров, независимо от их организационно-правовых форм и собственности.

4.3. Преддипломная практика проводится непрерывно.

4.4. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения всех модулей ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО.

4.5. Обучающиеся, заключившие с организациями индивидуальный договор о целевой контрактной подготовке, преддипломную практику проходят по месту заключения договора.

4.6. Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении преддипломной практики составляет  36 академических часов.

4.7. Итоговая аттестация преддипломной практики проводится в форме дифференцированного зачета на основании результатов освоения умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, определенных программой преддипломной практики и подтверждаемых соответствующими документами организации, с выставлением оценки по пятибалльной шкале. Результаты дифференцированного зачета фиксируются в ведомости и в  зачетной книжке обучающегося. Ведомости предоставляется  в отдел по практическому обучению.

4.8. Дифференцированный зачет проводится методическим руководителем с участием общего и /или непосредственного руководителя.

4.9. По окончании преддипломной практики обучающиеся сдают документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения.

4.10. Студенты, не выполнившие программу преддипломной практики, к государственной итоговой аттестации не допускаются.

4.11. Обучающиеся, получившие оценку «хорошо» за преддипломную практику, теряют право на получение диплома с «отличием».

  1. Общие вопросы организации прохождения производственной практики

5.1. Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители практики от колледжа и от организации.

5.2. Для учебно-методического руководства колледж приказом назначает методического руководителя практики из числа преподавателей профессионального модуля.

5.3. В обязанности методического руководителя производственной практики входит:

  • участие в проведении инструктажа обучающихся о целях и задачах практики;
  • ознакомление обучающихся с программой практики;
  • участие в распределении обучающихся по местам практики;
  • сопровождение обучающихся при распределении на рабочие места и проверка соответствия рабочих мест требованиям программ;
  • оказание методической помощи общему и непосредственному руководителям практики в организации и проведении практики;
  • осуществление контроля совместно с непосредственными руководителями за выполнением графика и объема работы обучающимися, программы практики, перечня обязательных видов работ, предусмотренных программой практики;
  • регулярный мониторинг дисциплины, формы одежды и выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка, охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
  • контроль выполнения обучающимися различных видов работ совместно с непосредственным руководителем;
  • регулярный контроль качества ведения обучающимися дневников практики и другой учебной документации;
  • оформление табеля на оплату часов (сдается в бухгалтерию) и графика работы (сдается в отдел практического обучения), которые подписываются методическим руководителем и директором колледжа (Приложение 7,8);
  • оформление отчета по аттестации обучающихся (Приложение 9);
  • регулярное информирование заведующего отделением и заместителя директора по практическому обучению колледжа о ходе практики.

5.4. Продолжительность рабочего дня методического руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не более 6 (шести) учебных часов в день, не считая выходных и праздничных дней.

5.5. Общее руководство производственной практикой в организации  возлагается на одного из ведущих специалистов, координирующего работу со средним медицинским персоналом.

5.6. На общего руководителя возлагается:

  • распределение прибывших на практику по рабочим местам и составление графиков перемещения по отдельным функциональным подразделениям и отделениям организации в соответствии с программой практики;
  • ознакомление обучающихся с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка организации, в которой проводится практика;
  • организация и проведение инструктажа обучающихся по соблюдению требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
  • ответственность за выполнением графика и объема работы обучающихся, программы практики, перечня обязательных процедур и манипуляций в период практики;
  • инструктаж и контроль работы непосредственных руководителей практики;
  • контроль выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка и соблюдения ими трудовой дисциплины и техники безопасности;
  • утверждение характеристики на студента после окончания практики.

5.7. Непосредственные руководители практики в подразделениях организации выделяются из числа специалистов с высшим или средним медицинским образованием, работающих в этих подразделениях.

5.8. На непосредственных руководителей возлагается:

  • составление графика работы обучающихся на весь период прохождения практики в подразделениях;
  • обучение практикантов правилам внутреннего распорядка, охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
  • ведение контроля за соблюдением графика работы и обеспечение занятости обучающихся в течение рабочего дня;
  • обеспечение условий для овладения каждым студентом в полном объеме умениями, манипуляциями и методиками, предусмотренными программой практики, оказание студентам практической помощи в этой работе;
  • контроль уровня освоения обучающимися наиболее сложных манипуляций и методик совместно с методическим руководителем;
  • ежедневный контроль ведения дневников практики обучающихся и оказание им помощи в составлении отчетов по практике;
  • оценивание работы обучающихся после завершения практики в подразделении;
  • составление характеристики на каждого обучающегося к моменту окончания ими практики в подразделении.
  1. Критерии оценки работы студентов на практике

6.1. Критериями оценки работы обучающихся на производственной практике является освоение ключевых компетенций согласно программам практики: умение использовать теоретические знания в процессе работы; умение использовать психологические знания, этические нормы в общении с пациентом; выполнение правил внутреннего распорядка и соблюдение графика работы; активность и интерес к выполняемой работе; умения выполнять медицинские и другие узкопрофессиональные манипуляции.

6.2. Оценка «удовлетворительно» ставится, когда обучающийся

  • соблюдает все правила внутреннего распорядка в медицинской/аптечной организации, правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
  • соблюдает этико-деонтологические принципы при общении с медицинским персоналом, пациентом;
  • редко использует медицинскую терминологию;
  • в неполном объеме использует теоретические знания;
  • формулирует нарушенные потребности, проблемы пациента, цели ухода, допуская неточности;
  • составляет план обследования пациента, допуская неточности;
  • составляет план лечения пациента, допуская неточности;
  • составляет план реализации ухода за пациентом, допуская неточности;
  • не в полном объеме и в нарушенной последовательности формулирует алгоритм подготовки пациента к обследованию (оперативному вмешательству);
  • проявляет невысокую активность и заинтересованность к выполняемому заданию.

6.3. Оценка «хорошо» ставится, когда обучающийся

  • соблюдает все правила внутреннего распорядка в медицинской/аптечной организации, правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
  • соблюдает этико-деонтологические принципы при общении с медицинским персоналом, пациентом;
  • не всегда использует медицинскую терминологию;
  • умеет использовать полученные теоретические знания;
  • составляет план обследования пациента;
  • составляет план лечения пациента, допуская незначительные неточности;
  • формулирует нарушенные потребности, проблемы пациента, цели ухода, допуская незначительные неточности;
  • составляет план реализации ухода за пациентом, допуская незначительные неточности;
  • в полном объеме, но с нарушением последовательности формулирует алгоритм подготовки пациента к обследованию (оперативному вмешательству);
  • проявляет активность и заинтересованность к выполняемому заданию;
  • проявляет самостоятельность и ответственность в работе;
  • ежедневно заполняет учебную документацию;
  • своевременно выполняет полученные задания непосредственного руководителя, руководителей практики.

6.4. Оценка «отлично» ставится, когда обучающийся

  • соблюдает все правила внутреннего распорядка в медицинской/аптечной организации, правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
  • соблюдает этико-деонтологические принципы при общении с медицинским персоналом, пациентом;
  • использует медицинскую терминологию;
  • умеет использовать полученные теоретические знания;
  • формулирует нарушенные потребности, проблемы пациента, цели ухода, не допуская неточностей;
  • составляет план реализации ухода за пациентом, не допуская неточностей;
  • в полном объеме формулирует алгоритм подготовки пациента к обследованию (оперативному вмешательству);
  • проявляет высокую активность и заинтересованность к выполняемому заданию.
  1. Формы и виды отчетности обучающихся

7.1. По окончании практики обучающиеся представляют следующие документы, свидетельствующие о выполнении программы практики в полном объеме: путевку, дневник практики, инструктаж по технике безопасности, отчет о прохождении практики, характеристику, аттестационный лист.

7.2. Путевка (1 экземпляр), которую обучающийся получил при направлении на практику, должна быть подписана общим руководителем практики и заверена печатью учреждения здравоохранения или аптеки. В путевке каждому обучающемуся должна быть выставлена итоговая оценка за практику (Приложение 1).

 7.3. Дневник практики является документом, по которому обучающийся отчитывается о выполнении программы практики. Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень работ, выполненных за день. В дневнике непосредственный руководитель практики ежедневно оценивает работу обучающегося, заверяя оценку своей подписью (Приложение 2).

7.4. Вводный инструктаж по охране труда является документом, который подписывается должностным лицом, проводившим этот инструктаж, и руководителем отделения с указанием даты проведения. Вводный инструктаж заверяется печатью учреждения здравоохранения или аптеки   (Приложение 3).

7.5. Характеристика отражает результаты освоения обучающимся общих компетенций. Характеристика подписывается общим и непосредственным руководителем практики и заверяется печатью учреждения здравоохранения или аптеки (Приложение 4).

7.6. Аттестационный лист отражает виды и объем работ в соответствии с профессиональными компетенциями, выполненных обучающимся во время практики. Форма аттестационного листа определяется в рабочей программе производственной практики по профессиональному модулю. Аттестационный лист подписывается общим и непосредственным руководителем практики и заверяется печатью учреждения здравоохранения или аптеки (Приложение 5).

7.7. Отчет обучающегося о прохождении производственной практики по профессиональному модулю включает анализ условий прохождения практики, выводы и предложения.

 

Положение о практическом обучении